?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая дегустация | Следующая дегустация

Колодцы Таганрога

Во дворе таганрогского кожвендиспансера обнаружила удивительно красивый колодец.

Вот что написали про этот дом таганрожцы из Фейсбука:
До революции это был один из самых роскошных особняков Таганрога, построенный купцом Жеребцовым. Колодцев такого рода (для сбора дождевой воды) сохранилось довольно много. Я видел в нескольких дворах на Фрунзе, на Александровской, на Чехова, и даже в районе Комсомольского спуска. Собственно, такой колодец был в каждом дворе. А вот кованные украшения его - это дело вкуса и состоятельности хозяина.

a_mne_nado denkovalenkotag winejumper average_russian - родилась идея пройтись по всем колодцам с фотоаппаратами и дегустационными бокалами. Вы как?
20150512_105038.jpg

Владимир Комаров

Энциклопедия Таганрога: Реми дом (Шмидта, 17). Внесен в реестр памятников истории и архитектуры Таганрога. Двухэтажный дом с мезонином построен в 1810 в стиле русского провинциального классицизма ПЛ. Папковым - градоначальником Таганрога. Фасад украшен большим портиком с шестью дорическими колоннами, соединенными балясинами, образующими площадку-балкон второго этажа, опирающимися на выступ первого этажа. Колонны второго этажа поддерживают балкон мезонина, огражденный ажурной металлической балюстрадой. Этажи разделены межэтажным карнизом. Над прямоугольными окнами сандрики, подоконные карнизы на кронштейнах. Окна первого этажа меньше по размеру и без сандриков. Венчающий, верхний карниз здания украшен зубчиками. В верхней части мезонина - треугольный фронтон. При доме был прекрасный сад, где любил гулять Александр I во время своего пребывания в Таганроге. В 1828 к дому был надстроен мезонин. В доме был большой двухсветный зал. Домовладение принадлежало: генерал-майору ПЛ. Папкову (1810), барону Фитгофу (1830), генерал-майору А. Реми (1873-1880) и его наследникам. В этом доме с 1844 по 1856 жила А.П. Морозова с дочерьми Феодосией и Евгенией Яковлевной, будущей матерью А.П. Чехова. В 1854 Евгения Яковлевна вышла замуж за Павла Егоровича Чехова, с которым она жила здесь до 1856. С 1900 по 1914 дом занимало Управление окружного начальника Таганрогского округа. В 1914 домовладение перешло Всероссийскому обществу здравниц. Во время первой мировой войны здесь был открыт санаторий для раненых. В 1918 передали таганрогскому окружному союзу увеченных воинов, а в 1920 здесь была вторая детская площадка. Сейчас это жилой дом.

Интересующимся рекомендую:
Гаврюшкин О.П. "По старой Греческой"
УЛИЦА МАЛО-БИРЖЕВАЯ, 5. КВАРТАЛ, 162 (ШМИДТА, 17),
Игорь Пащенко "Были-небыли Таганрога".



А что бы совсем Вам надоесть предлагаю фото еще одного колодца. Не такого красивого, но тоже древнего, 1875 года. Находится он на углу Банковской площади и переулка Лермонтовского, по правую руку если идти в сторону улицы Чехова. Он хорошо виден, мимо не пройдешь.


А вот какой колодец я обнаружил во дворе дома №62 по Александровской в 2013 году. Даю также информацию о доме где он находится. Весьма примечательное место в старом городе.

УЛИЦА АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, 52. КВАРТАЛ 136 (СВЕРДЛОВА, 62)
Угловое двухэтажное здание, построенное по проекту 1862 года оценивалось в 36 тысяч рублей и принадлежало купцу третьей гильдии Александру Анастасьевичу Монети. Был женат на Варваре Ивановне Лициной. Александр Анатольевич родился в 1787 году, умер когда ему исполнилось 87 лет. Семья оставила большое разветвленное потомство.
Анастасий Монети — лицо историческое, впервые оно упоминается в 1775 году и вот по какому случаю. Вследствие Высочайшего Указа императрицы Екатерины II князь фельдмаршал Потемкин предписал губернатору Черткову всех прибывающих из Турции греков и членов их семей поселить в Таганроге и его окрестностях. В числе прибывших было много детей и сирот, чьи родители погибли в ходе продолжительной борьбы за независимость против общего с Россией врага — Турции. Именно Анастасию Монети граф Орлов и поручил препроводить детей в Санкт-Петербург. Еще один эпизод с упоминанием Монети относится к 1855 году, когда Таганрог подвергся жесточайшему обстрелу артиллерией с англо-французских кораблей, стоявших на рейде. Читаем «Купеческий сын Монети, во время бомбардировки под выстрелами потушил загоревшееся от ракеты на одном дворе, среди города, сено и не допустил пожару распространиться». Здесь необходимо обратить внимание на два момента. Это — фамилия — Монети и то, что пожар возник «среди города». У Анастасия Монети был сын Александр, оставивший многочисленное потомство, также сыновья Спиридон, рождения 1827 года и Георгий, рождения 1831 года. Вот кто-то из них и совершил этот самоотверженный поступок. Также с полной уверенностью можно утверждать, что двор в котором возник по жар от упавшего неприятельского снаряда, находился именно во дворе домовладения Монети, а оно располагалось по Александровской улице, 52, где в то время проживала семья Монети и домовладение принадлежало им.

В начале 1830-х годов Александр Анастасьевич был уже женат, имел пятерых сыновей и трех дочерей. В окрестностях города имел собственные хутора и занимался хлебопашеством.
В конце 1890-х годов дом был продан таганрогскому мещанину Василию Михайловичу Камбурову, а через 10 лет им уже владел дворянин и помещик Михаил Петрович Каменнов, владевший в окрестностях города землями и скончавшийся от порока сердца 25 января 1914 года.

В этом доме родился основатель российского джаза В.Я. Парнах и поэтесса Серебряного века С.Я. Парнок — родная сестра джазмена. Судьбам этих известных деятелей культуры и искусства России XIX—XX веков посвящен целый ряд работ таганрогских краеведов и историков. Глубокие исследовательские работы краеведа И.П. Павленко, рассказывающие о жизни и творчестве наших знаменитых земляков, нашли отражение в историко-литературном альманахе «Вехи Таганрога» №44. Чем же знамениты Валентин Парнах (псевдоним) и Софья Парнок (псевдоним)?
Одиннадцатого августа 1885 года в обрусевшей еврейской семье Парнох родилась девочка, которую назвали Софьей. Когда Соне еще не было и шести лет, в возрасте 38 лет умирает ее мать Александра Абрамовна, явив на свет двойняшек — мальчика Валентина и девочку Елизавету.
Отец семейства Яков Соломонович Парнох был состоятельным человеком, он служил провизором и владел аптекой, являлся почетным гражданином Таганрога, членом городской Думы, а также участником первой переписи населения Таганрога.
После смерти супруги Яков Парнох вступил в повторный брак с гувернанткой своих детей. Чего Соня простить ему не могла, и отношения с отцом у нее не сложились. Хотя он оплачивал ее содержание и обучение вплоть до самой своей смерти, последовавшей в 1913 году. Училась девушка в Мариинской гимназии, которую окончила в 1903 году с золотой медалью. Затем она жила в Швейцарии, училась в Женевской консерватории, занималась на Бестужевских курсах.
В сентябре 1907 года Софья Парнох, к тому времени больше известная под псевдонимом Парнок, выходит замуж за Владимира Волькенштейна, так звали ее избранника. У них образовался свой круг друзей и знакомых — Софья Чайкина, Яков Сакер, Александр Блок, Вячеслав Иванов, Федор Сологуб, Анна Ахматова, Максимилиан Волошин.
Но прожили они всего два года. В 1909 году Парнок вопреки воле мужа разводится с ним. Получив развод, она много путешествует по Волге, Крыму и Кавказу. В это время Софья публикуется в «Вестнике Европы», «Новой жизни» (под псевдонимом Андрей Полянин), «Русской молве» и переезжает в Москву. В 1913 году Парнок принимает крещение по православному обряду. В эти годы она сотрудничает в «Северных записках», «Русской молве» пишет большую повесть, работает над либретто оперы «Гюльнара». В 1914 году знакомится с Мариной Цветаевой.
В 1917 году у Сони обнаруживают признаки туберкулеза, и она уезжает в Крым (Судак). В 1920 году к власти пришли большевики, и зимой 1921 года ее арестовывают, инкриминируя контрреволюционные связи. Весной ее, уже больную открытой формой туберкулеза, освобождают. Ей суждено было прожить еще 12 лет — целый жизненный цикл, но эти годы были самыми ужасными и мучительными в ее жизни. Соня умерла 26 августа 1933 года в селе Каринском Московской области от разрыва сердца. Не стало одного из лучших русских поэтов Серебряного века. Похоронили ее на Немецком кладбище в Лефортовском районе Москвы.
Судьба ее брата Валентина сложилась более удачно, хотя он считал себя неудачником, человеком без родины, скитальцем. Он, как и его сестра, появился на свет в очень образованной по тем временам, провинциальной, обрусевшей еврейской семье, жившей на углу Иерусалимской (Александровской) улицы и Итальянского переулка. В доме царила светская атмосфера, здесь не вдалбливали талмуд, детям не давали ветхозаветных имен. В семье говорили на французском языке, изучали историю древних греков и римлян, здесь читали в оригинале книги на европейских языках.
Все дети Парнох обладали разнообразными талантами. Соня начала писать стихи в шесть лет, Валентин — в девять, не отставала от них и Елизавета. Валентин рос тихим, худеньким, нервным ребенком. Родившись наполовину сиротой, он с детским максимализмом ненавидел все вокруг: сначала мачеху, затем гимназию и, наконец, родину — Россию. Ребячьи забавы мальчика не увлекали, единственным своим убежищем он считал отцовскую библиотеку, где часами просиживал, читая классическую поэзию, книги по искусству и истории.
Гимназию — ту самую, в которой учился А.П. Чехов, он окончил первым учеником, с золотой медалью, и это дало возможность в 1912 году поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, заняв одно из 45 мест, выделенных евреям. Параллельно с учебой он изучает музыку под руководством М.Ф. Гнесина. Вместе они интересуются историческими корнями еврейской музыкальной культуры.
Когда в воздухе запахло мировой войной, Валентин Парнах (он, как и Софья, тоже изменил свою фамилию) уезжает во Францию и в Палестину, чтобы убежать от войны и обрести этнические корни. Весть о начале войны застала его в Бейруте. Свои впечатления о путешествии по Ближнему Востоку и Италии он выразил в сборнике стихов «Самум» (1919).
В начале 20-х годов, когда в России еще полыхала Гражданская война, в Европе появляется ансамбль Луиса Митчела «Джаз Кингз», покоривший сначала брюссельскую, а затем и парижскую публику. В июле 1921 года в модном парижском кафе «Трокадеро» 30-летний Валентин Парнах впервые увидел и услышал знаменитый оркестр. Восторгам не было предела, он был потрясен. Теперь он знал, что надо делать. А ровно через год, летом 1922 года, на первой странице газета «Известия» сообщала: «В Москву приехал председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнох, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже». Первого октября 1922 года в Москве на Малой Кисловке в концертном зале ГИТИСа в час дня состоялся первый концерт «Первого в РСФСР эксцентрического оркестра — джаз-банд Валентина Парноха».
Первого мая 1923 года «джаз-банд» Парнаха впервые участвует в государственных торжествах на карнавальном параде сельскохозяйственной выставки. Вместе с ансамблем принимает участие в репетициях нового спектакля «Даешь Европу!» (по Эренбургу). Оркестр становится первым в мире джазовым коллективом, принятым на работу в государственный академический театр под руководством Вс. Мейерхольда. В. Парнах учит модным танцам — фокстроту, кэйк-уоку, шимми, уан-степу молодого Сергея Эйзенштейна и других актеров в студии московского Пролеткульта.
Известный советский киносценарист Евгений Габрилович, игравший в молодости в оркестре Парноха, вспоминал: «В театре Мейерхольда мы проработали 3-4 года, потом Мейерхольд к нашему коллективу заметно охладел...».
Умер В.Я. Парнох (Парнах) 29 января 1951 года в Москве, похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Имя Валентина Парнаха как основателя первого российского джаз-оркестра долгие годы находилось в забвении. Его знал только ограниченный круг отечественных музыкантов и деятелей культуры.
К концу 20-х годов XX века его популярность в СССР резко пошла на убыль. К нему охладел не только Мейерхольд. Маэстро Парнах не учел конъюнктуры текущего момента в области музыкальной культуры и эстетических вкусов граждан СССР, иными словами, он не смог русифицировать свой джаз-банд. По духу он по-прежнему оставался американо-негритянским. Да, советскому человеку нужен был джаз, но несколько иного толка и направления. И эту нишу заполнил ленинградский музыкант, исполнитель эстрадных песен, одессит по происхождению Леонид Утесов. И долгие годы джаз-оркестр Леонида Утесова считался в СССР джазовым коллективом №1, который предопределил новое направлению на советской эстраде.
Но перед ним был Валентин Парнах.

Источники: Гаврюшкин О.П. "Мари Вальяно и другие", Волошин В.А. "Вдоль и поперек Итальянского"


promo tasting_of_life february 6, 2018 16:36 10
Buy for 30 tokens
Мой аккаунт на zen.yandex.ru. Кому удобно - подписывайтесь! P.S. Кстати, смело делитесь в комментах своими каналами, пусть будет френдомарафон.

Comments

average_russian
May. 14th, 2015 09:48 am (UTC)
котируются только древние колодцы?
если и обычные, то
ул. Фрунзе, 73 (перекрёсток с Гоголевским),
угол Тургеневского и Фрунзе (ТИУЭ) первый двор по Тургеневскому,
ул. К. Либкнехта, 49 (между Тургеневским и Итальянским),
на углу Украинского и Чехова, рядом с обрушившимся домом, по улице Чехова, который я за чёрт знает сколько времени так и не сфотографировал (если что, я о колодце), увы,
колодец у нас во дворе мы разрушили и засыпали строительным мусором уже давно, но он был не функционален, потому и,

а самый любимый колодец детства находился на пригорочке в Вареновке, там всегда можно было пополнить фляги, по крайней мере, до колонки на ст. Старая Бесергеновка. понесло Остапа...


Edited at 2015-05-14 09:54 am (UTC)

Наипоследнейший месяц

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Метки

Содержание

Powered by LiveJournal.com