?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая дегустация | Следующая дегустация

Старший копирайтер винного сервиса Invisible.ru разобрался, почему за одни вина денег просят больше, чем за другие, и стоит ли разоряться на элитные бутылки

У многих из тех, кто хоть как-то знаком с вином, есть пунктик: «Вино дешевле энной суммы (допустим, 2000 рублей) не пью, оно убогое и меня недостойно». Обосновать это стараются эмоционально и претенциозно. Вроде как это и не выпендреж, а тяга к прекрасному. Поистине прекрасное вино, мол, дешевым не бывает. Мы задались вопросом, где грань между обычным вином и дорогим и стоит ли вообще дорогое вино своих денег.

Какое вино считать дорогим
Конечно, «дорого» у каждого свое: для одного вино за 1000 рублей — роскошь, а некоторые выложат 10 000 за бутылку, не задумываясь. По сути, дорогим можно считать вино с ценником от 5000 рублей: про такое кавист в винотеке заливает с особым удовольствием, а потом подает его с верхней полки и с торжественным выражением на лице. А ты, дотащив трофей до квартиры, гуглишь «как правильно декантировать красное».

Почему дорогое вино столько стоит
а) Уникальность виноградников
Лучших много не бывает. Среди винных гиков бытует убеждение, что виноградников с идеальными условиями в мире крайне мало. В той же невыносимо спесивой Бургундии статус Grand Cru («великих») имеют всего 33 клочка земли от гектара до нескольких гектаров каждый. Они отличаются друг от друга расположением, розой ветров, характером почв, флорой и фауной — в общем, терруар уникален, и выражается это в не менее уникальном ценнике.

б) Мастерство винодела + древние традиции
Когда поместье знаменито своими винами лет эдак двести-триста, его очередной винодел уже осведомлен обо всех технологических моментах и о нравах каждого куста винограда. В том самом Шато Марго, например, еще с XVIII века виноград собирают по две-три ягоды с грозди и строго после полудня, чтобы на нем успела высохнуть роса, которая разжижает виноградный сок. Такой педантизм и железное следование древним правилам окупаются еще как.

в) Сила бренда
Статусное потребление (оно же для некоторых — понты) никто не отменял: именитый бренд значит престиж, только он и спасет от печалей и комплексов. Да и не такое уж зло эти бренды. Во-первых, громкое имя предполагает повышенную ответственность за качество — хотя бы иногда, хочется верить. Во-вторых, бренд — это история, без которой отстегивать за вино ползарплаты не всегда с руки. Все-таки гостям надо намекнуть, что они пьют не просто дорогое красное, а красное из винограда, который 100 лет назад своими руками посадил забросивший карьеру оперный тенор. А этикетку нарисовал его младший сын, родившийся тут же, среди лоз по весне. И кого волнует, «а был ли мальчик», «Илиада» — тоже всего лишь фантазия одного грека.

г) Наличие покупателей
Очень дорогие вина так дороги, потому что могут себе это позволить. Пусть некоторые образцы и стоят как дача в Подмосковье, брать их все равно будут. И инстаграмить натюрморты с бутылкой «Скриминг Игл» под черную икру — чтоб уж точно не прогадать. Так что на шампанское «Арман де Бриньяк» по 500 евро за бутылку всегда найдутся свои Кокорин с Мамаевым.

Когда все сходится в синергетическом эффекте — и уникальный виноградник с древними лозами, и талантливый винодел в 20-м поколении, и груз истории, от которой пускают скупую слезу даже топы нефтяных корпораций, — получается не просто дорогое, а «великое вино».

Что такое «великие вина»
Великие вина — апогей дороговизны и добавочных смыслов. Статус великих в классической интерпретации числится за винами, которые производят несколько изрядно именитых поместий в Бордо. Знатоки и махровые эстеты по силе впечатлений сравнивают их с картинами и симфониями. Винный евангелист среди хипстеров и автор блога Wine Folly Мадлен Пакетт проводить аналогии с возвышенным избегает, просто говорит, что великие и близкие к ним вина — это как Porsche и Bugatti среди машин.

Стоит ли дорогое вино таких денег

«Это история больше про потребителя, чем про само вино, — пишет Мадлен. — Такое вино не питьевое, оно не про повседневность. Люди берут его, чтобы покрасоваться, хотя подчас сами не могут ощутить разницу во вкусе. По сравнению с ними владелец BMW (аналог вина по средней цене) доволен больше, потому что взял то, что любит, знает и может по-настоящему оценить». Мадлен, бывшая звезда электропопа и графический дизайнер, так лихо упрощает любую сложную вещь, что остается только преклоняться.

И правда, чтобы досконально прочувствовать нюансы бутылки за пару-тройку сотен евро, надо иметь как минимум хороший опыт дегустаций. Новичок вряд ли заметит, что пьет выдающееся бордо, если не сказать ему об этом заранее. Впрочем, и подготовленные люди прокалываются.

Вкус: дешевое vs дорогое
Доверие к винным критикам подорвал эксперимент Броше, уже набивший оскомину всем, кто работает с вином. В 2001 году доктор биохимии Университета Бордо Фредерик Броше разлил студентам-энологам белое и красное (которое было тем же белым, просто коварный Броше заранее подкрасил его) и попросил описать вкус и аромат каждого. Тест показал: если человек видит в бокале красное — он и во вкусе искренне будет ощущать вишню и специи, даже если пьет крашеное шардоне.

Во второй части эксперимента Броше ничего не подозревающим студентам разлили дешевое и «дорогое» вино (то же самое дешевое, просто с этикеткой гран крю). Результат: поддельное гран крю они назвали «сложным» и «округлым». В пересказе прессы и блогеров студентов заменили на винных критиков, и последних с тех пор уже 15 лет модно считать шарлатанами, а разницу между дорогим и дешевым вином — надуманной.

Где правда?
Если подытожить все тесты, которых со времен Броше провели миллион, вырисовывается такая картина. Да, элементы самовнушения в восприятии вина есть. И чувствуем мы во вкусе вина именно то, на что способны наша фантазия и, скажем так, обонятельный опыт (умение распознавать запахи и вкусы), который нарабатывается с практикой. Бывает, вино вроде и простенькое, но пронзило, потому что учуял в нем бабушкино варенье. А бывает, и знаменитый критик Роберт Паркер 99 баллов поставил, но трюфели в бокале не радуют. В общем, все очень лично.

При этом опытные критики даже в слепых дегустациях чаще находят глубину и красоты в дорогих образцах, то есть надрессировались быть пообъективнее обычного люда. Но все-таки для большинства здравомыслящих виноманов высший пилотаж, к счастью, — суметь найти вино недорогое, но способное впечатлить по полной.

Нина Ким, snob.ru

UPD Важно! daily_winegraph Опыт Фредерика Броше - так "врут" ли дегустаторы или "не врут" + отличные комментарии

promo tasting_of_life 17:31, thursday 10
Buy for 30 tokens
Винодельня Юбилейная: Виноградники. Порядок и социальная политика. Новинки - игристые вина. Технология розлива, цех выдержки и винная коллекция. Окончание блог-тура на Винодельню "Юбилейная" - расширенная рабочая эспресс-дегустация. 1. Линейка Элеганс - вина защищенного…

Comments

( 44 высказались — Высказать мнение )
livejournal
Sep. 17th, 2016 08:23 am (UTC)
Стоит ли дорогое вино таких денег
Пользователь djuich сослался на вашу запись в своей записи «Стоит ли дорогое вино таких денег» в контексте: [...] Оригинал взят у в Стоит ли дорогое вино таких денег [...]
kukina_kat
Sep. 17th, 2016 08:28 am (UTC)
Мне понравилось сравнение вина с машинами ) Для меня это очень доходчиво )
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 08:59 am (UTC)
а мне как раз понятен тезис, что часто ты не чувствуешь во вкусе те самые 1000-2000-3000 руб., что составляет их разницу в цене.
Между 100 и 300 - обычно хорошо заметно, между 300 и 500-700 - заметно, между 500 и 1200 заметно (если мы говорим про вина одной страны с одинаковым налогообложением), а вот после 1500 руб. уже не так все очевидно....
viktorpetrov
Sep. 17th, 2016 01:36 pm (UTC)
Меньше 300 пить вообще опасно для жизни (если это только не абхазские вина в самой Абхазии, у нас такие же продают за 400). В остальном согласен.
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:49 pm (UTC)
почему же? я знаю с десяток вин до 300 руб., которые можно смело пить и получать удовольствие.
restoran
Sep. 20th, 2016 10:35 am (UTC)
фанагория NR сейчас упала в цене. была под 300-330, а нынче ~270. И что, упала ниже планки?

Про абхазские вина уже давно писали, что там четверть - брак.
А уж на вкус - даже смешно. Знакомый как-то притаранил бутылку, рублей за 400, да. Так оно на вкус и 200 руб не стоит.
viktorpetrov
Sep. 21st, 2016 01:16 pm (UTC)
Не знал про 270, но если так, то ok, на худой конец сгодится и Фанагория.

Да нет, на 200 абхазские вина как раз стоят, для такой цены неплохое вино. За 400 уже как-то странно, можно что-то и получше найти. Проблему с браком не знал (не слишком часто их беру).
restoran
Sep. 22nd, 2016 06:10 pm (UTC)
https://www.exler.ru/blog/item/9463/
тема старая, и речь про 2011 год, но для меня репутация испорчена. К тому же, пил апсны, лыхны, че-то вообще не айс.
kukina_kat
Sep. 17th, 2016 03:47 pm (UTC)
Ну, так если ты будешь водить машину Бугатти -- ты тоже не поймешь, чем она лучше БМВ. БМВ во многом гораздо удобнее Бугатти.

А пока пересаживаешься с Жигулей на Ниссан и с Ниссана на БМВ -- разница колоссальная )))
sago_cuisine
Sep. 17th, 2016 08:44 am (UTC)
На мой взгляд, любителю иногда даже проще, чем профессионалу:) У него нет такого груза ответственности.
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 09:01 am (UTC)
Согласна, мы часто с Ромой эту тему обсуждаем. Профи несвободен, так как заточен в рамки классических систем оценок и нормативов, а любитель может честно признаться в любви к определенному сорту винограда или производителю и вообще может все.
sago_cuisine
Sep. 17th, 2016 09:02 am (UTC)
Вот-вот!:)))
lizzza_1
Sep. 17th, 2016 09:21 am (UTC)
дааа... вот жыж какие разные миры бывают. У нас один критерий - шоб не отравиться.
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:23 pm (UTC)
У вас еще все впереди) Мне вот даже в голову такое не приходит.
lizzza_1
Sep. 17th, 2016 03:24 pm (UTC)
вот и подписалась на вас. Чтоб приобщиться так сказать)
livejournal
Sep. 17th, 2016 09:34 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
andpierrot
Sep. 17th, 2016 10:09 am (UTC)
Во Франции на выставках у меня примерно такая картина
вина прованса - 4-5 евро, иногда попадаются забавные
Кот дю Рон и Луара - 6-7 евро, люблю и их предпочитаю
Бордо - около 10 евро - для особых случаев, для дегустации
Бургундия - 15 евро, цена завышенная
и на вершине
Шатонеф дю пап - 25 евро, действительно дорогое и особое, виноградники особые
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:32 pm (UTC)
до 25 евро вы чувствуете корреляцию между ценой и качественными характеристиками вина?
andpierrot
Sep. 17th, 2016 03:13 pm (UTC)
Да, почти всегда чувствуется - кроме бургундского, цена явно завышенная. Но согласен и с главной идеей текста - любимое вино - это вопрос вкуса, более того, и вкус меняется - раньше я предпочитал бордо, сейчас - кот дю рон виллаж, сам кот дю рон чаще всего простоват
restoran
Sep. 20th, 2016 10:30 am (UTC)
мой знакомый как-то выдал совершенно шикарную пафосную фразу - "я разочаровался в бургундском!".
Однако, для понимания надо знать контекст - он на протяжении года (или больше) пробовал только бургундские вина, и не нашел в них ничего особенного или сверхъестественного по сравнению с другими.
После этого он успокоился, и пьет совершенно разнообразные вина.
andpierrot
Sep. 20th, 2016 10:38 am (UTC)
Забавно. Но доля правды в этом есть - ничего особенного в бургундском нет разные вина, под разное настроение и еду. Тем более мяса я не ем - а бургундское хорошо именно под стейк, как говорят
shadows_of_hate
Sep. 17th, 2016 10:11 am (UTC)
Самое лучшее пойло - это то, которое тебе самому нравится:) А уж стоит оно $5 или $10000 дело десятое.

Edited at 2016-09-17 10:12 am (UTC)
alex_tripcar
Sep. 17th, 2016 10:43 am (UTC)
По мне, так самое вкусное вино из "бочки", что стоит рядом с виноградником ;-)
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:25 pm (UTC)
Не очень поняла вашу мысль. На одном и том же заводе, выпускающем разные вина, будут те, что вам нравятся и нет. Потому что все вина разные...
alex_tripcar
Sep. 17th, 2016 02:04 pm (UTC)
Прежде чем перепечатывать вникните в вопрос... Кстати, я тоже больше потребитель, чем специалист.
На заводах выпускают "винные напитки", шмурдяк в просторечии, в лучшем случаи из винматериала (упаренный виноградный сок), а обычно из ароматизаторов спирта и сахара. Нормальный владелец винодельни за такое слово оскорбится :-). Они делают вино не отходя от своих виноградников.
У хорошей винодельни свои виноградники и не так много сортов винограда. Вот с этими сортами, что владельцы имеют, они и экспериментируют.
Но помимо бутылочного вина которое на винодельне разливают, на каждой винодельни есть несколько "бочек" с молодым вином. И даже молодое вино сделанное из одного сорта винограда, в зависимости от винодельни может сильно отличатся.
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 02:43 pm (UTC)
насмешили, даже комментировать не буду
alex_tripcar
Sep. 17th, 2016 03:25 pm (UTC)
После завода и не надо..
average_russian
Sep. 17th, 2016 11:53 am (UTC)
вывод шикарный. причем, впечатлить именно тебя и тех, с кем пьёшь, а не какого-то критика или дегустатора.
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:26 pm (UTC)
Мне незнаком мир, где впечатляют стоимостью вина, которое ты пьешь, а вот "охота" за хорошими винами да по акциям - обычное дело в винной среде.
average_russian
Sep. 17th, 2016 02:32 pm (UTC)
да, это наш спорт! мы вот почти весь strub из мармелада выгребли за две недели. таки по 500 рублей - это наше вино день за днём.
tasting_of_life
Sep. 20th, 2016 12:11 pm (UTC)
вот скажи, ты почувствовал вот этот самый винный азарт? как у рыбака?))
average_russian
Sep. 20th, 2016 12:35 pm (UTC)
я редко в магазинах бываю и побаиваюсь покупать неизвестное со скидками, но на рыбалке я вообще не был много лет )) схожие ощущения есть. радует, что потребляем сами, а не как от рыбалок - сыты только кошки )))
free_vortex
Sep. 17th, 2016 12:33 pm (UTC)

Последний абзац вселяет надежду :)

tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:28 pm (UTC)
Все очень лично - это правда. И это близкая мне стратегия.
Про эксперимент Броше автор мягко говоря наврал.
Simeon E
Sep. 20th, 2016 09:29 pm (UTC)
> Все очень лично - это правда.

Вот за это я и люблю ваш блог. :)
tasting_of_life
Sep. 21st, 2016 03:06 pm (UTC)
спасибо
tasting_of_life
Sep. 17th, 2016 01:37 pm (UTC)
Сделала важный апдейт
vincisomno
Sep. 17th, 2016 03:23 pm (UTC)
Всегда говорил ,что можно найти как дорогую какашку, так и дешевый алмаз)
aleks_aberdin
Sep. 17th, 2016 05:17 pm (UTC)
Хорошему домашнему вину из винограда сорта "Изабелла", ни один французский шмурдюк и в подмётки не годится. Но это ИМХО.
(no subject) - tzar_goroh_3 - Sep. 17th, 2016 05:22 pm (UTC) - Expand
thexder666
Sep. 19th, 2016 09:26 am (UTC)
LOL. Вот действительно хороший вопрос!
universal_inf
Sep. 19th, 2016 11:39 am (UTC)
livejournal
Sep. 19th, 2016 12:22 pm (UTC)
Стоит ли дорогое вино таких денег
Пользователь universal_inf сослался на вашу запись в своей записи «Стоит ли дорогое вино таких денег» в контексте: [...] суметь найти вино недорогое, но способное впечатлить по полной. Нина Ким, snob.ru, спасибо [...]
supra300
Sep. 24th, 2016 02:05 pm (UTC)
и у Фанагории такие вина есть)
( 44 высказались — Высказать мнение )

Наипоследнейший месяц

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Powered by LiveJournal.com